Казалось бы, что может быть проще в сочинении стихотворений, чем использование рифмы? Подбираешь похоже звучащие окончания в словах – и пиши себе поэтические строки! Но всё не так-то просто на самом деле. Видов рифмовок существует очень много. Так как правильно использовать рифмы в стихах?
Как использовать рифму в стихах
Если человек – поэт, удивляться тому, что в его голове постоянно крутятся рифмы, не приходится. Потому что стихотворцы без них просто не обходятся. И, если вы пишете стихи, прекрасно понимаете, о чём идёт речь. Однако иногда получается так, что сложить строки сложно. Как использовать рифму в стихах? Как правильно писать поэтические строки?
Прежде всего, стоит вспомнить, с каких рифм вы начинали свой творческий путь. Скорее всего, речь идёт о самых простых – глагольных. Их использовать довольно просто, это доступно даже детям дошкольного возраста. Обычно «маститые» поэты с пафосом говорят о том, что от глагольных рифм обязательно нужно уходить, что их использование – показатель того, что автор скатывается в графоманию… Так ли это? Не совсем. Задумываясь о том, как правильно использовать рифмы в стихах, мы читаем много классической литературы – естественно, поэтической. Если вы были внимательны, то наверняка заметили, что глагольной рифмой не гнушался пользоваться и Александр Сергеевич. И не просто так. Глагольная рифма легко запоминается, поэтому её, например, очень любят использовать авторы детских стихов. И даже если ребёнок вдруг забыл стишок, который ему задали учить наизусть, глагольную рифму легко не просто вспомнить, а подобрать логически. Проделать то же самое с другими видами рифм будет весьма непросто.
Но, всё-таки… есть же какие-то секреты? И наверняка существуют лучшие техники рифмы в стихах, и и поэты уж точно умеют ими пользоваться! Безусловно, и о них речь пойдёт ниже.
ТОП техник использования рифмы в стихах
Часто можно услышать фразу о том, что писать стихи – это всё равно, что печь пирожки – раз, раз, и всё готово! Мол, ничего сложного в этом нет. Взял рифмы, подыскал ритм, поставил рифмы в конец строк – и всё чудесно! Но поэты на то и творческие натуры, чтобы уметь использовать кажущиеся простыми вещи необычно.
ТОП техник использования рифмы в стихах:- Базовая. Та, что известна нам с младых, так сказать, ногтей. Техника довольно проста, но в то же время весьма популярна. Тут всё стандартно. Сюда относятся виды таких рифм: смежная, когда повторяются две строки с одной рифмой, две – с другой (можно и три, и четыре, и т.д.), перекрёстная (наиболее любимая поэтами), когда рифма повторяется через строку, кольцевая – когда рифма первой строки повторяется, например, в четвёртой, а между ними – две (например) строки с повторяющимися рифмами.
- Ломаный стих. Здесь тоже всё довольно просто и понятно (до использования на практике). Например, три строки с рифмами, чередующимися через строку и нормальным ритмом, и последняя строка – с другой рифмой и ритмом. При этом он должен звучать гармонично.
- Верлибр. Это вольная техника, когда автор может играть с ритмом и метром. Работать с верлибром непросто, но весело.
- Декоративная. Применение данной техники довольно сложно для поэта, особенно для начинающего, но даёт потрясающие результаты. Это умение украсить стих, не меняя его смысла. Это сочетание, например, глагольных рифм с прилагательными и существительными, использование необычных и интересных авторских форм. К примеру, такой техникой в совершенстве владел Велимир Хлебников.
Почему писать стихи сложно
Поэзия, в отличие от прозы, относится к самым высоким формам искусства. Безусловно, есть и проза, похожая на поэзию, но вкладывать смысл в стихи, при этом стараясь держать ритм, размер и подбирать подходящие рифмы намного сложнее, чем написать текст прозаический. Но это не значит, что поэты не получают удовольствия от своей работы. Получают – иначе не рождалось бы гениальных строк, и не восхищались бы мы талантами тех, кто складывает строки… Кстати, поэзия – лучший подарок. Приятный и запоминающийся. Стихи на заказ от автора Татьяны Агаповой помогут сделать любой праздник ярким и самым замечательным.
к списку статей