Насколько свободна может быть поэзия от всевозможных строгих правил? Настолько, насколько вы сами позволите ей освободиться, не забывая, однако, одно – поэзия должна остаться поэзией, прекрасной и изящной. А что такое верлибр? Это и есть та самая свободная поэзия, о которой мы ведём речь.
Что такое верлибр
Есть ли у поэзии свои законы и правила? Есть! Но если есть правила, то их можно нарушать? Безусловно! Особенно если речь идёт о чём-то творческом, к примеру, о поэзии. Время от времени в искусстве и появляется нечто такое, что нарушает любые законы. К примеру, верлибр. А что такое верлибр?
Если говорить о свободной поэзии, то сразу в голову приходит белый стих и всевозможные «пирожки» и «порошки». Но если в последнем варианте шуточные стихи всё же имеют больше отношения к законам поэзии (в них и рифма есть, и определённый размер), то в случае с верлибром всё иначе.
Итак, верлибр... что за стиль такой и чем он отличается от всей остальной поэзии? Кто-то из исследователей шутливо писал, что в поэзии тоже есть место странному творчеству, как и в изобразительном искусстве, и в этом случае верблир – это такой «поэтический «Чёрный квадрат» Малевича». Но, шутки шутками, а данное сравнение, в сущности, не так уж и далеко от истины. В отличие от белого стиха, где нет рифмы, но есть размер, верлибр не имеет ни рифмы, ни размера. По сути, больше всего он похож на прозу.
Так, может быть, такой вид поэтического творчества и нельзя назвать стихами? А вот тут всё немного сложнее. Найдите любое стихотворение, написанное верлибром, и прочтите вслух. Рифмы нет, размера тоже, строчки «скачут», но при этом есть самое главное – ритм. Написанные верлибром строки даже петь можно, хоть и сложновато. С прозой такой вариант уж явно не пройдёт. Кстати, песни-то на такие стихи тоже есть, и они вполне успешно исполняются! Кроме того, в них есть и своя прелесть – они более «домашние», душевные, близкие к слушателям, поскольку создаётся впечатление, что исполнитель не заучивал строки наизусть, а прямо сейчас импровизирует.
Кто писал верлибром
Может показаться, что верлибр – это такое странное современное изобретение, как и шуточные «стишки-пирожки». Это не так. Сложно сказать, когда именно появился такой вид стихотворного творчества, но в поэзии XIX века он вполне заявлял о себе в полный голос, а поэты в разных странах отстаивали своё право писать верлибром.
Итак, кто писал верлибром? Этот вид творчества успешно занял свои позиции ещё в дописьменном стихосложении, хотя им пользовались не так часто, как традиционными видами поэзии (всё же запомнить рифмованные стихи гораздо проще). Популярен верлибр стал с появлением символизма (в европейских странах немного раньше, чем в России). Верлибр очень любили использовать французские поэты-символисты: Гюстав Кан, Реми де Гурмон, Жюль Лафорг, и другие. Популярен этот вид поэзии был и в англоязычных странах. Верлибр подвергался довольно жёсткой критике у приверженцев традиционной поэзии, и право использовать такой вид творчества буквально приходилось отстаивать.
Что касается русских поэтов, то верлибр ворвался в их жизнь вместе с Серебряным веком и позже. Его с удовольствием использовали, например, Александр Блок и Арво Мертс. Но в российской поэзии верлибр существовал и раньше, как подражание дописьменному стихосложению. А вот критике в России такой вид стихотворного творчества подвергался намного реже, чем в Европе.
Как научиться писать в стиле верлибр
По словам Томаса Элиота, единственное требование к поэту, который хочет писать верлибром, – это писать хорошо. Свободный стиль не требует от вас ничего, кроме творческого таланта. Как научиться писать в стиле верлибр? Легко. Больше читайте – это, пожалуй, главное условие. Поскольку, по сути, современный верлибр – это стиль подражательный. Если же написать что-то в таком стиле хочется, но не получается, есть выход – стихи на заказ от опытного автора Татьяны Агаповой.
И помните – главный принцип творчества – его красота и культурная ценность, строгие законы – вторичны.