Вы пишете стихи? Если да, то, наверное, прекрасно знаете, как создаются рифмы. А какие виды рифм существуют? И чем от них отличаются типы рифм? А зачем вообще нужны рифмы? Можно ли в поэзии обойтись без них? На эти вопросы зачастую даже опытные поэты не всегда могут ответить. Давайте разберёмся.

Какие виды рифм существуют

Виды рифм в литературе

Вообще, мир поэзии огромен. Прелесть этого вида искусства как раз и заключается в том, что читатель может выбрать то, что ему по душе – и оно обязательно найдётся! Нам, читателям, сложно представить поэзию без рифм, хотя на самом деле существуют и такие стихи – стихи в прозе и белые. Но в нашей статье речь пойдёт именно о рифмах. Знаете ли вы, какие виды рифм в литературе существуют?

А зачем вообще нужны рифмы? Тут всё довольно просто. Дело в том, что рифма – это способ проще воспринять текст. Он становится гармоничным. Рифма придаёт ритм, который отзывается в нашем подсознании, стихи с рифмой проще выучить и запомнить, да и прочесть – тоже проще. И вот тут возникает вопрос: а какие вообще рифмы-то есть?

Итак, какие виды рифм существуют и зачем их нужно знать? Кстати, с большей частью или даже со всеми видами мы все знакомились ещё в средней школе на уроках литературы. Потом просто они забывались за ненадобностью. За ненадобностью? А как же, к примеру, поэты? Или учителя литературы? Или литературоведы? Они же обязаны знать все эти термины и определения! На самом деле, никаких таких обязательств нет. Поэты пишут потому, что пишется, и вид рифмы (при желании) могут определить уже потом, когда произведение готово. Учителя литературы, конечно, знать виды рифм должны, потому что им про свой предмет надо рассказать как можно доходчивей. Но опытный хороший педагог не станет требовать от учеников зубрёжки сложные терминов. Главное – понимать предмет и то, о чём вообще идёт речь. И, конечно, уметь объяснить.

Выделяют несколько видов рифм в строках стихотворения. Мы перечислим их ниже и подробнее разберём каждый из них:
  • Кольцевая рифма. По-другому она также называется опоясывающая. Рифмуется по схеме abba, причём число строк в середине может быть разным, в зависимости от фантазии автора. Часто используется в песнях.
  • Смежная или парная: рифмуются соседние строки. Вид, при котором рифмуются первые две строки, а за ними – две следующие. Считается довольно простой формой рифмовки, с которой практически все и начинают. Схема: рифмуются строки aabb.
  • Перекрёстная. Наиболее распространённый, пожалуй, и всем известный вид. Схема тоже довольно простая: рифмуются. Этот вид рифмы запоминается, пожалуй, проще всего, и воспринимается тоже. С него и начинается наше знакомство с поэзией, большая часть стихов для детей рифмуется именно по этой схеме: abab.
  • Сквозная рифма. Очень интересный и довольно сложный для автора вид рифмы. Это когда рифмовка одинакова всё произведение. Кажется, что стихотворение простое, но на самом деле подобрать множество строк с похоже звучащим окончанием – дело не такое уж и простое. Обычно за такую задачу берутся уже опытные авторы.
  • Холостая рифма. Это когда, по сути, рифмы в произведении вообще нет. В зависимости от формы и размера получается либо белый стих, либо стихотворение в прозе.
Кроме этих основных видов рифмовок, есть ещё и специальные, так сказать, декоративные:
  • Панторифма – одна из самых сложных, когда в строках рифмуются все слова или последовательно часть из них. Такой приём довольно часто используют рэперы в своих текстах.
  • Эхо-рифма. Очень творческий пример рифмовки, когда с последним словом в строке рифмуется следующая строка, состоящая только из одного слова.

Какие существуют типы рифмы

Литература подобна необъятному океану, и то, что было перечислено выше, это далеко не всё, что можно сказать о рифмовках. Выше перечислено несколько видов рифмовок – основные и декоративные, но есть ещё и типы рифм. Что это вообще такое и как их можно охарактеризовать?

Типы, в отличие от видов, это более общие понятия, когда какие-то явления отличаются друг от друга по каким-то заметным «внешне» признакам.

Какие типы рифмы существуют:
  • По расположению ударения
    • Мужская рифма. Ударение стоит на последнем слоге: «молодОй, воронОй, пора домОй», и т.д.
    • Женская рифма. Ударение стоит на предпоследнем слоге: «злАто, небогАто, пернАта», и т.д.
    • Дактилическая рифма. Ударение стоит на третьем слоге от конца строки: «ухАбины, впАдины», и т.д.
    • Гипердактилическая рифма. Как и понятно из названия, ударение стоит ещё дальше, чем в дактилической. То есть, на четвёртом, пятом слоге от конца и далее: «протЯгивается, дотрАгивается», и т.д.

    Последние два типа рифм очень любили использовать поэты Серебряного века. Они придают строкам ощущение протяжности и переливов звучания.

  • По созвучиям и их созданию
    • Богатая рифма. В такой рифме в строках совпадает опорный согласный звук. Можно довольно часто встретить в поэзии 19 века.
    • Бедная рифма. В ней лишь частично совпадают ударные гласные и заударные звуки.
    • Ассонансная рифма. Само название – ассонанс – благозвучие, совпадение, созвучие, – говорит о том, что в этой рифмовке совпадают гласные ударные звуки. Но при этом есть несовпадения в согласных.
    • Диссонансная рифма. Противоположная ассонансной. В ней не совпадают ударные гласные звуки.
    • Усечённая рифма. В рифмовке присутствует лишний согласный звук.
    • Йотированная рифма. В рифмовке, как и ясно из самого названия, дополнительным звуком является «й». Это разновидность усечённой рифмы. Такой тип рифмовки был весьма любим Александром Сергеевичем Пушкиным.
    • Составная рифма. Рифмующаяся пара составлена из трёх, четырёх, пяти и более слов. При этом наблюдается повторение состава слов, как во второй и в четвёртой строках.

Изучать различные типы рифмы только по названиям и описаниям довольно сложно, поэтому лучше всего при их перечислении обязательно приводить примеры с подробным разбором. Особенно если речь идёт об изучении типов и видов рифм для школьников. И, конечно, по возможности лучше всего заменять сложные определения более простыми. Не забывая о том, что зубрить литературные термины совершенно не нужно. Лучше всего научить понимать принципы построения стихотворения и создания рифмовки.

Рифмы разные важны…

Рифмы в стихотворении – это, по сути, такие кирпичики, фундамент, на которых строится само произведение. Они отчасти и придают стихотворениям неповторимую прелесть звучания. Конечно, поэтам не обязательно знать наизусть все термины, но иметь общее представление о том, что такое рифма и какие встречаются типы и виды, нужно. Это поможет в дальнейшей работе над своими стихотворениями, придаст им нужную вам форму.

Кроме того, зная общие сведения о рифмах, вы можете, к примеру, заказать стихотворение нужного вам содержания, представляя примерно, как именно оно будет звучать. Это очень важно, если вы собираетесь читать его вслух. Есть чтецы, которым больше по характеру подходят резкие, «рубящие» строки с лаконичными рифмами. А есть те, кому больше нравится нежное, певучее, переливчатое звучание. Заказать стихи с нужными вам рифмами вы можете у опытного автора Татьяны Агаповой. Всё, что вам понадобится – это правильно сформулировать, что именно вы в итоге хотите получить, не забывая при этом про размеры и тематику.

к списку статей