Несмотря на то, что в обществе привыкли к тому, что литература не относится к точным наукам, в ней есть множество правил, которым поэтам, так или иначе, приходится следовать. Так, стихотворцам необходимо знать, что такое строфа в стихотворении. А куда деваться? Без строф стихов не напишешь!
Что такое строфа в стихотворении: примеры из литературы
Конечно, мы – филологи, не для того идём в литературу, чтобы запоминать сложные термины и что-то считать. Это уже, простите, из области математики! Но, как ни странно это звучит, математика и литература связаны. Знаете ли вы, например, что такое строфа в стихотворении? Собственно, здесь и стоит обратиться к математике. Потому что в строфе важен её размер. Есть строфы из двух строк, трёх, четырёх, и так далее – до четырнадцати. Строфа – это отрывок стихотворения (точнее, его строки), которые по размеру и рифме повторяются. Каждый размер имеет своё название.
Так что такое строфа в стихотворении? Примеры можно привести из литературы.
Двустишие. То есть, две строки, одинаковые по размеру и совпадающие по рифме. Или дистих.
Примеры такого стиха можно найти у Александра Сергеевича Пушкина:«Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.»
Трёхстишие. Или терцет.
Пример такой строфы можно прочесть у поэта А.П. Сумарокова:«На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.»
Четверостишие. Или катрен. Встречается практически у всех русских и европейских поэтов.
Самый яркий и известный пример – у писателя Ф. Тютчева:«Умом – Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.»
Что такое 5 строф в стихотворении? Такой размер называется пятистишием, употребим он не так часто, как четверостишие, и является более оригинальным размером. Чаще встречается в более современной поэзии.
Например, у Веры Полозковой:«А где я? Я дома, в коме, зиме и яме.
Мурлыкаю в ванной медленно Only you,
Пишу себе планы, тут же на них плюю;
А кожа сидит на креме как на клею
И, если не мазать, сходит с тебя слоями.»
Секстина или шестистишие. Как уже понятно из названия, строфа из шести строк.
Яркий пример такого размера – всем известное «Зимнее утро» А.С. Пушкина:«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.»
Восьмистишие или октет. Относится к сложным формам. Поэтому встречается намного реже, чем упомянутые выше.
Примером может послужить знаменитое «Восьмистишие» Анны Ахматовой:«Солнце комнату наполнило
Пылью жёлтой и сквозной.
Я проснулась и припомнила:
Милый, нынче праздник твой.
Оттого и оснежённая
Даль за окнами тепла,
Оттого и я, бессонная,
Как причастница спала.»
Спенсерова строфа или нона – девятистишие. Первые восемь строк пишутся пятистопным ямбом, девятая – шестистопным ямбом. Но это не обязательно, способ рифмовки может быть любым.
Пример из творчества Михаила Лермонтова:Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал…
Десятистишие. Оригинальная строфа, которой обычно пишутся оды. Используется крайне редко.
Пример (М.Алигер):И вы, далекие потомки,
когда оглянетесь назад,
поймете ль, жмурясь от сполоха,
пронзающего толщу тьмы,
что это светит та эпоха,
которую творили мы.
Что это бьет источник света
из сердца каждого из нас,
откуда первая ракета
взлетела в космос в первый раз.
Онегинская строфа (14 строк). Была придумана Пушкиным специально для написания поэмы «Евгений Онегин». Так же четырнадцатью строками пишутся классические сонеты, примеры которых легко найти в литературе (сонеты весьма любил Вильям Шекспир). Сонет отличается от онегинской строфы более твёрдой формой.
Какие строфы предпочтительней в литературе?
Конечно, литература – не математика, и пугаться таких названий, как «размер строки», «строфа» не стоит. Более того, не обязательно знать, что такое 4 строфы в стихотворении, чтобы уметь писать стихи. Стихи пишутся от самого сердца, а уж разобраться в размерах и рифмах можно и уже в ходе творчества. Зачем вообще нужны стихотворные размеры и прочие литературные термины? Для того, чтобы творить было интереснее, чтобы можно было экспериментировать с формами. А уж если написать что-то очень уж хочется, но вы – не поэт, выход тоже есть. Закажите стихи – в подарок или для себя! Автор Татьяна Агапова поможет вам создать лучший стихотворный подарок или произведение для сборника, выступления, и т.д. любого стихотворного размера и содержания.
Пусть ваша жизнь наполнится прекрасной поэзией!