Мир поэзии велик, как целый океан, и очень многообразен. Как, собственно, и всё творчество. И видов поэзии существует очень и очень много. А классификация бывает весьма многообразна. Так, к примеру есть динамичное, а есть статичное стихотворение. А что это вообще такое и как в этом разобраться?
Статичное и динамичное стихотворение: что это?
Деление поэзии на статичную и динамичную на самом деле очень условно. Собственно, это даже не какие-то официальные категории, а те, что были созданы для удобства читателей. Или, скорее, не читателей, а литературоведов – уж кто-кто, а они как раз и любят, чтобы всяких категорий и терминов было побольше!
Вот, к примеру, что вообще такое статичное и динамичное стихотворение? Чем они отличаются и зачем вообще нужны такие термины и понятия?
Для начала давайте разберёмся в самих определениях. Итак, статичный – это постоянный, стоящий на месте. А динамичный – это двигающийся. А что в литературе создаёт такую динамику? Конечно же, глаголы! То есть, в теории, динамичное стихотворение – это то, в котором изобилуют именно глаголы. А статичное стихотворение – то, в котором их либо нет, либо совсем мало. В общем-то, можно сказать и так, но это будет не совсем верно. Дело в том, что чёткого определения для таких понятий просто не существует. А почему, давайте разбираться.
Вопросы о том, какое стихотворение является динамичным, а какое – статичным, сами по себе уже содержат некий подвох. Потому что, если вопрос, скажем, касается стихотворного размера или ещё чего-то в этом роде (то есть, связанного с чёткими определениями, которые сложно спутать с чем-то другим), то здесь, как правило, проблем у тех, кому предстоит отвечать у доски на уроке литературы, не возникает. А вот вопрос о наличии или отсутствии статики или динамики в стихотворении всегда может вызвать некое замешательство, и не зря. Дело в том, что эти определения сами по себе подразумевают неточность. И любой ответ может быть как верным, так и ложным. А теперь давайте разбираться, почему это так.
Статичное стихотворение: примеры
Когда звучит фраза «приведите примеры», что у школьника, что у человека, уже давно выпустившегося из стен родного учебного заведения, проступает холодный пот на лбу. И неудивительно. Ведь литература не относится к точным наукам, и здесь приведённые примеры могут быть расценены по-разному.
Но, всё-таки, вот статичное стихотворение, примеры которого всё же есть в литературе. Ярким автором, любящим статичность в поэзии, часто называют Афанасия Афанасьевича Фета. А самым статичным, так сказать, стихотворением, считается это:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Казалось бы, всё понятно – стихотворение однозначно статичное. В нём даже нет ни одного глагола! Тем не менее, можно и возразить: как же, есть «колыханье ручья», «тени», которые явно движутся, «ряд волшебных изменений»… Так что, само понятие статичности или динамики становится очень индивидуальным, если читатель воспринимает его по-своему. Даже просто философские рассуждения, размышления автора о смысле жизни, чувствах или о каком-то событии можно воспринимать не как нечто статичное, а как некую динамику, потому что меняется взгляд автора, меняется вместе с ним и точка зрения читающего.
Зачем нужны статичные стихотворения
Статика в стихотворении – это, скорее, символ спокойствия. Статичными чаще всего называют философские, «тихие» произведения, созерцательные. Говорят, что такую поэзию очень любят люди романтического склада характера. И вы можете сделать такому человеку приятный подарок – заказать стихи автора Татьяны Агаповой.
А вообще, любая поэзия прекрасна. И статичная, и динамичная.