Знание литературных терминов, умение распознавать размеры и прочее – это, пожалуй, то, что делало ещё в школьные годы изначально интересную литературу скучным предметом. Ещё в 19 веке такие вещи обязаны были знать все студенты. Но, на самом деле, нужно ли поэту знать правила стихосложения?
Зачем нужно знать стихотворный размер
«Нет, не хочу! Меня ещё в школе этим замучили!» – и, да, практически любой поэт, сказав эту фразу, в чём-то будет прав. Потому что на самом деле – в школе нас этим замучили, потому что часов на изучение литературы ограниченное количество, а план, которому надо соответствовать, есть. И там, в этом плане, прописаны и трёхсложный стихотворный размер, и его пяти- и четырёхсложные собратья, и прочие вещи. И рассказать это нужно, а вот временит на пояснения, зачем эти знания нужны, у учителей, как правило, нет. И это не их вина, а всего современного образования, которое меняется, и в результате что-то становится важным, а что-то отходит на задний план. Поэтому постепенно такие вещи как стихотворный размер ударения и всё остальное просто уходят из нашей памяти, оставляя пустоту. Что, если честно, неправильно. Потому что любой хороший педагог скажет, что предмет нельзя зубрить – по-хорошему, его нужно понимать. И к литературе это тоже относится.
Так нужно ли поэту знать правила стихосложения? Ведь, в принципе, складывать строки и подбирать рифмы можно и не разбираясь в таких вещах? А сложная теория пусть остаётся тем, кто старательно получал образование ещё в 19 веке и раньше. Всё на самом деле не так-то просто.
Нужно ли поэту знать все стихотворные размеры, чтобы писать стихи
Когда мы молоды, старшее поколение часто напоминает нам о необходимости учиться, потому что никогда не знаешь, какие именно знания могут пригодиться в жизни. И литературы это тоже касается.
Нужно ли знать стихотворные размеры, чтобы писать стихи? Ответ вас удивит, но всё же очень желательно в этом хоть немного разбираться. Нет, не зубрить и не пытаться просто вспомнить школьную программу, а сесть самостоятельно за учебники и попытаться понять. Причём не надо брать просто школьные учебники по литературе. В помощь вам – история, музыка (да, да!), произведения авторов, их биография и, возможно, даже психология. Не надо сразу хвататься за голову и уверять всех вокруг, что это всё слишком сложно. Не сложно, если понимать, зачем нужны стихотворные размеры.
Давайте на самом деле обратимся к теории. Если вспомнить историю и провести параллели с литературой, то видно, что в зависимости от выбора тем и происходящих вокруг событий размер стиха у авторов менялся. Не будем вдаваться в подробности, но ещё в 18 веке считалось, что стихосложение – вещь для избранных, и писать стихи можно только определённым образом. Так появлялись, к примеру, сложные Ломоносовские строки, которые не то что учить наизусть, читать страшно современным школьникам и студентам. Даже стихотворный размер отрывка вызывает оторопь, не говоря уже о полном произведении. Но потом, к счастью, на поэтическую сцену вышел Александр Сергеевич Пушкин, и всё стало проще и доступней. А зачем было делать стихи доступней? Опять обратимся к истории? Господа декабристы тоже писали стихи в одни годы с Пушкиным. И цель их творчества была вполне понятна. За ними, ухватившись за более простые и мелодичные стихотворные размеры, дело продолжили и другие поэты – Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет… Да, не все стихи 19 века полны политикой, но всё же благодаря определённым целям (отчасти) нам стали известны и понятны прекрасные строки о любви, природе, и т.д.
Век двадцатый разорвал все шаблоны ещё до революции. Людям нужны были новые, свежие строки, мысли, рифмы… Сроки рвались, поражали, били, восхищали… Это было время экспериментов, смешений жанров, стилей и размеров. И лишь ближе к сороковым годам поэзия снова обрела плавность.
Вслед за историей
Нужно ли поэту знать все стихотворные размеры, чтобы писать стихи, решает каждый сам для себя. Но всё же, если вы решите, что эти знания вам ни к чему, попробуйте просто сами разобрать и проанализировать собственные произведения. А потом взять кого-то из поэтов-современников и сравнить. А потом найти кого-то из классиков и опять-то проанализировать. Обещаем: вы будете удивлены. Потому что вдруг найдёте что-то неуловимое с первого взгляда, но общее. То, что создаёт историю, тематику, мысли, по которым вас потом будут узнавать потомки. Потому что, как бы странно это ни звучало, но на размеры стиха тоже есть некая «мода». Кроме того, часто размер соответствует каким-либо схожим темам у разных авторов. То есть, создаёт какое-то настроение, даже если мы сами этого изначально не замечаем. Недаром же говорят: «Умейте читать между строк». Теперь наверняка понятно, зачем нужно знать стихотворный размер.
Но умение прослеживать историю – не единственное, что важно человеку творческому. Если вы пишете песни, то знать размеры просто необходимо. Именно они позволяют почувствовать будущее звучание, исправить вовремя «корявости» текста, которые могут быть незаметны с первого прочтения. Знание теории значительно облегчает работу поэта-песенника, позволяя создавать самые интересные, новые и необычные тексты, на которые потом ляжет музыка. Чувство ритма и гармонии напрямую связано со знанием размеров стиха и ощущением гармонии звучания.
Пишем стихи со смыслом
Нужно ли поэту знать стихотворные размеры, если к музыке и истории он относить своё творчество не хочет? Как правило, у человека творческого есть собственная внутренняя «чуйка» того, как именно нужно написать, чтобы звучало красиво и гармонично. Но, тем не менее, мы учимся всю свою жизнь, и никакие знания, в том числе и литературные, лишними не будут. Если, к примеру, вы решите сделать написание стихов ещё и заработком, то знать размеры, да и не только, просто необходимо. Ведь, к примеру, вам может понадобиться написать стихотворение-подражание кому-то из классиков. Да, конечно, можно просто обратиться к текстам, но, в любом случае, без знания теории сочинить качественное произведение будет очень сложно. А качество – это самое главное, особенно если речь идёт о творчестве. Ведь любой поэт и писатель хочет, чтобы его произведения не только просто читались, но и нравились, и, конечно, запоминались. А размеры стихотворений – это ещё и часть стиля, своеобразный «почерк» любого хорошего автора. Ведь быть плохим автором просто нет никакого смысла.
Что ещё можно сказать о стихах? Поэзия хороша тем, что не терпит точных форм, она постоянно течёт и меняется. Необязательно твёрдо следовать теории, можно и нужно придумывать что-то своё, новое, необычное, восхитительное. Стихи – чудесный подарок. С их помощью можно поздравить с праздником, признаться в любви, высказать пожелание… И даже если у вас нет поэтического дара, вы можете сделать такой чудесный презент, заказав поэтические строки у поэтессы Татьяны Агаповой, создавшей огромное количество прекрасных стихотворений, которые принесли много радости тем, кому предназначались.
Дарите стихи, радуйте любимых, родных, близких!
к списку статей