Татьяна Агапова

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Агапова.
На моём сайте вы можете почитать полезные статьи на различные тематики, а также заказать стихотворение для близких, друзей, коллег, руководителя или партнёров по работе. Также вы можете заказать у меня текст песни или рэпа на любой случай, обратившись по телефону – +7 (988) 510-55-61 (WhatsApp, Viber).

Поделитесь страницей в социальных сетях

Гид по основным поэтическим размерам

Скорее всего, большая часть поэтов, сочиняя стихи, не особо задумывается о том, какой стихо-размер использовать. Стихи сочиняются сами. Но раньше образованные люди обязаны были знать основные поэтические размеры и уметь их использовать правильно. Иногда это нужно, чтобы исправить слог.

Гид по основным поэтическим размерам

Основные поэтические размеры: что нужно знать

Вспомните школьные времена. Слова «ямб, хорей» и иже с ними, прозвучав на уроке литературы, обычно пугали нас до холодного пота. Названия сложные, ещё сложнее – запомнить, что и как должно звучать. И совершенно непонятно, зачем это нужно знать! Зачем на самом деле нужны основные поэтические размеры? Начнём с того, что поэзия неразрывно связана с музыкой, и стихи нередко становятся песнями. Если слог, к примеру, кривоват и слегка выбивается из общего ритма, не мешает знать размер стихотворения, чтобы его подправить.

А что такое стихотворный размер? Грубо говоря, это его звучание. Попробуйте прочесть любое стихотворение, расставляя ударение. Число ударного слога и определяет размер. Давайте пройдёмся по основным размерам, чтобы примерно знать, чем они отличаются друг от друга. Для удобства мы также приводим схемы, в которых безударный слог обозначен как _, а ударный как _ ⁄. Чтобы схематизировать всё стихотворение, рисунок нужно повторять.

Ямб. В этом поэтическом размере важен второй слог. Он ударный и сильный. Кроме того, сам размер – двудольный, то есть первый слог – безударный, второй «даёт силу», потом снова безударный, и таким образом они чередуются. Изучая размеры стихов, нужно учитывать и произношение, отличие написанного от звучащего. Иногда два безударных слога фактически сливаются в один. И по звучанию дают один.

Схема ямба: _ _ ⁄.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Ты – мой пример для вдохновения,
Очарование глаз моих,
Спешу поздравить с Днём рождения
И пожелать тебе любви.

Хорей. Если с ямбом всё понятно, то с хореем уже проблем не возникнет. Отличие у них фактически одно – ударный слог. В случае с хореем он – первый из двух. Примеров хорея в литературе очень много, особенно в классической лирике.

Схема хорея: _ ⁄_.

Для примера хорея можно привести такие строки:

Я люблю тебя, как небо
Любит солнце на рассвете,
Никогда я раньше не был
Так влюблён, как этим летом.

Амфибрахий. Как определить размер стихотворения, если ударным является всё тот же второй слог и можно предположить, что перед нами – типичнейший ямб? Всё просто. Если перед вами – трёхсложные стопы, а ударный слог – второй, то это амфибрахий. Перепутать их действительно довольно просто, но здесь нужно обращать внимание на размер строки.

Схема для амфибрахия: _ _ ⁄_.

Пример стихов, написанных амфибрахием:

Нас жизнь раскидала по двум берегам,
И нет больше пересечений,
Но знай – я тебя никогда не предам,
Любовь не уходит в забвение.

Дактиль. Любимый Михаилом Юрьевичем Лермонтовым размер, который легко перепутать с хореем. Однако здесь тоже стоит обратить внимание на то, сколько слогов в строке. Не зря слово «дактиль» означает «палец». Три сустава в пальце – три слога, определяющих присутствие дактиля в поэтическом произведении. Ударный – первый слог. За ним – два кратких безударных.

Схема: _ ⁄_ _.

Пример дактиля:

Как же милы´ для меня
Эти глаза, что напротив,
Сколько скрывают огня,
Сколько любви и заботы.

Анапест. Зная дактиль, легко узнать и его зеркального брата-близнеца – анапест. Можно сказать, это тот же дактиль, только прочтённый от конца к началу. То есть, сначала идут два коротких слога, потом – один длинный ударный, и так далее. Анапест был особо любим во времена Серебряного века.

Схема: _ _ _ ⁄.

Вот вам пример анапеста:

Я глаза каждый раз закрываю,
Мне рисуется облик твой нежный,
От любви я сейчас замираю,
Не встречались такие мне прежде.

В сущности, мы перечислили все основные стихотворные размеры и их виды. Остальные, если можно так сказать, вытекают из них. Конечно, можно приводить ещё достаточно много разнообразных размеров и даже изобретать их самостоятельно (поэзия – наука творческая), но мы остановимся только на одном из них.

Логаэд. Если в классических размерах сочетаются стопы одного типа, то логаэд куда оригинальнее в этом отношении. Он сочетает разные типы стоп. Подобное сочетание чаще всего также встречается у поэтов Серебряного века. Точной схемы такого стиха нет, она изменчива. К примеру, через строку могут чередоваться дактиль и хорей.

Как определить стихотворный размер – инструкция

Если приведённые выше схемы вам не помогли, и вы всё равно затрудняетесь понять, в каком же размере написано стихотворение, то можно воспользоваться помощью всемирной паутины.

В сети интернет существуют сайты, которые автоматически в режиме онлайн определяют тип стихотворного размера. Чтобы найти один из таких сайтов, наберите в поисковике запрос «размер стиха онлайн», переходите на один из сайтов, далее вам, скорее всего, нужно будет вставить ваше стихотворение или его часть в специальное поле, и сайт выведет, в каком стихотворном размере написан текст. Возможно, что часть ударений, вам нужно будет сначала проставить вручную, чтобы помочь системе, ведь некоторые слова она может просто не знать. А в части слов ударения могут падать в различных вариациях, как например, в слове «глаза», ударение может падать как на первый, так и на второй слог.

Силлабо-тоническое стихосложение: в помощь поэтам и музыкантам

Хотя поэзия и не терпит строгости форм, всё же соблюдать определённые правила при сочинении стихов всё же нужно, иначе форма потеряет свою стройность, и получится уже не стихотворение, а непонятно что.

Если раньше начинающие поэты в обязательном порядке изучали все существующие размеры стихосложения, то сейчас главное – уметь читать то, что написали. Стихотворение, прочитанное вслух, может прозвучать совсем не так, как прочитанное мысленно. Силлабо-тоническое стихосложение, фактически, наука о том, как именно нужно сочетать слоги в строках, это классический учебник для любого поэта во все времена.

И хотя бы приблизительно знать о размерах нужно, особенно если вы хотите сделать поэзию ещё и частью своей профессии. Как определить стихотворный размер – важный вопрос, если вам нужно, например, написать стихотворение-подражание или песню. Зная размер, композитору будет легче написать музыку под ваше стихотворение.

Вам нужно написать стихотворение в подарок к празднику для друга, родных людей или шефа? И вы хотите, чтобы оно звучало идеально? Автор Татьяна Агапова напишет для вас любое стихотворение с учётом всех ваших пожеланий. И, при необходимости, песню на заказ. Цена такого подарка – это, прежде всего, радость, которую вы принесёте любимым людям в значимый день.

Пусть ваш подарок будет самым лучшим!

Как со мной связаться:
  • Звоните: +7 (988) 510-55-61
  • Пишите: info@stihi-na-zakaz.net
  • Татьяна Агапова
Реквизиты:
  • ИП Агапова Татьяна Николаевна
  • ИНН: 616302961491
  • ОГРНИП: 318619600043757