Татьяна Агапова

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Агапова.
На моём авторском сайте «Стихи на заказ» вы можете почитать полезные статьи на различные тематики, а также заказать стихотворение для близких, друзей, коллег, руководителя или партнёров по работе. Также вы можете заказать у меня текст песни или рэпа на любой случай.

Как грамотно написать рецензию или отзыв на стихотворение

Вам когда-нибудь приходилось быть критиком? Кажется, чего уж проще? Прочитал, высказал своё мнение – и всё. На самом деле быть критиком – это целая наука. Как оценить стихотворение? Как не отбить у автора желание развивать талант (если он есть)? И как при этом критиковать здраво и конструктивно?

Как грамотно написать рецензию или отзыв на стихотворение

Как оценить стихотворение

Те, кто пишет отзывы и комментарии на сайте Стихи. Ру, это, как бы им самим ни хотелось, всё же не профессиональные критики. Написать: «Супер! Пишите дальше» или «Не пишите больше, это никуда не годится» – мягко говоря, не критика. И даже не её подобие. Это просто личное мнение проходящего мимо человека, который даже если и пишет стихи сам, от критики далёк. Итак, как оценить стихотворение?

Профессиональные критики, даже те, что сами не писали, вошли в историю литературоведения. Почему? Потому что не просто умели высказать собственное мнение о том или ином произведении, но и располагали большим багажом знаний теории литературы, который, к тому же, умело применяли. Но и это ещё не всё. Они были отличными психологами и знали, как увидеть талант и помочь ему развиваться дальше. Или как без оскорблений намекнуть человеку, что ему стоит поискать свои таланты в других областях. Благодаря великим критикам мы получили многих классиков мировой литературы.

Да, безусловно, прошли те времена, когда люди творческие собирались вместе и подолгу могли обсуждать литературу, а на вечерах поэзии и прозы представлять всеобщему вниманию скромных молодых авторов, ждущих оценки своих произведений от имени знаменитых критиков. Но это не значит, что сейчас мы не можем получить конструктивную критику или хороший профессиональный отзыв. Или дать его. Второе, кстати, не менее сложно, чем написать хорошее произведение.

Какой вообще должна быть рецензия на стихи:
  • Конструктивной. Как бы вам ни хотелось написать своё личное мнение в экспрессивной форме, всегда нужно помнить о том, что это недопустимо. Да, вы имеете право высказать своё мнение. Но оно должно опираться на ваши профессиональные знания, а не показывать вас просто любителем. Даже если считаете, что произведение написано из рук вон плохо, никаких резких и однозначных оценок в ваших высказываниях быть не должно ни в коем случае. Своё мнение нужно уметь объяснить профессионально.
  • Обоснованной. Конечно, поэзия подразумевает отсутствие строгих рамок и возможность полёта творческой мысли. Но для критика важно уметь разбираться в основах теории литературы и поэзии в частности, чтобы иметь возможность проанализировать стихотворение и определить, действительно ли перед вами какой-то набор слов и фраз или всё же шедевр.
  • Обдуманной. Умение общаться с людьми, а тем более, с творческими – большой труд. Критик – это ещё и психолог, и уметь не только увидеть талант, но ещё и зажечь его – настоящее искусство. Прежде чем подумать, как написать отзыв о стихотворении, сядьте, наберитесь терпения, сделайте глубокий вдох, выдох, представьте, что автор поэтических строк – перед вами, и только после этого начинайте писать.

План анализа лирического произведения

Итак, если вы всерьёз решили заняться написанием профессиональных рецензий и отзывов, вам стоит обратить внимание на книги по теории литературы. Да, да, то, что мы с вами так не любили в школе, придётся вспоминать теперь. Каким должен быть план анализа лирического произведения, который вам, несомненно, пригодится в работе? Для начала давайте ответим на «школьный» вопрос: для чего нам нужно знать этот самый план? Какой в нём смысл? А смысл в том, чтобы иметь возможность посмотреть на лирическое произведение с разных сторон. Дать объективную широкую оценку. Как именно это делается? Что входит в этот план?

Приблизительно план можно представить таким образом:
  • Название, автор. С этим всё понятно. Название должно соотноситься с темой произведения, давать читателю понять (хотя бы косвенно), о чём пойдёт речь. Что касается имени автора, то это может быть либо настоящее имя, либо псевдоним, что тоже может нести определённую смысловую нагрузку (хотя и не всегда).
  • Дата написания. Биография. Собственно, этот пункт можно и опустить, если речь идёт о произведениях современных авторов. Зачем вообще нужен этот пункт? Хорошие критики и литературоведы знают, что у каждого времени, каждой эпохи – свой «вкус». И важно определить, поднимает ли автор важные темы своего времени, разбирается ли в стилях, принятых в его эпоху, создаёт ли что-то необычное, новое? Знание биографических данных позволяет создать психологический портрет автора, определить особенности видения мира (но не всегда).
  • Жанровые особенности. Естественно, все произведения делятся по жанрам, а каждый жанр имеет свои особенности. Соответствует ли произведение заявленному жанру? Если нет, то почему и оправдано ли это? В этом критик должен уметь разбираться.
  • Тема. Это основное содержание произведения. То есть, то, о чём в нём говорится. Автор должен уметь «раскрыть тему» – то есть, если речь идёт, к примеру, о любовных отношениях, должен показать их суть, к чему привели те лили иные события, выводы, переживания, и т.д.
  • Основная мысль. Да, да, то самое «страшное» – что этим хотел сказать автор. Мысль может быть не всегда явной, она может прослеживаться по общим переживаниям, чувствам.
  • Образы. Умение автора нарисовать яркие образы в стихотворении тоже важно. Не обязательно это образы живых существ, они могут быть любыми. Главное, чтобы они чувствовались читателем, находили отклик.
  • Художественные средства. Как и с помощью чего автор показывает своё видение мира в произведении. Насколько умело он использует различные художественные средства, насколько точно передаёт читателю свои ощущения.
  • Размер, рифма и рифмовка. Конечно, автор не обязан придерживаться чётких правил в момент написания произведения, но уметь играть ими так, чтобы произведение не превратилось в некий сумбур, должен. Это показывает уровень его мастерства как поэта.
  • Впечатления читателя. Место для своего мнения – это обязательно. Критик – не сухарь, а живой человек, который имеет полное право сказать, что он думает о прочитанном. Но с учётом знания теории.

Теперь вы знаете, как написать рецензию на стихотворение и зачем могут пригодиться школьные знания. Кстати, а вы знаете, какие произведения оценивать и критиковать сложнее всего? Оказывается, свои собственные.

Как оценить собственные стихи

Почему так сложно писать о собственном творчестве? Всё довольно просто – другого человека вы знаете хуже, чем самого себя. Это и мешает нам относиться к своему творчеству объективно, но учиться этому нужно. Как оценить собственные стихи? Авторы довольно болезненно реагируют на критику, а критиковать самого себя – сложно. Потому что в нашем внутреннем представлении обычно человек либо идеален и пишет просто великолепно, либо напротив – полная бездарность и не верит одобрениям. Оба варианта – из детского и подросткового опыта, от последствий которого нужно избавляться. Чтобы оценить собственное творчество, нужно уметь смотреть на себя со стороны. Правильно представлять свои положительные и отрицательные стороны. Уметь абстрагироваться, что сложно, но возможно. Конечно, для этого не мешает решить свои психологические проблемы, и это можно сделать, если вы постараетесь.

Кстати, если вы – автор, пишете стихи и мечтаете издать свой сборник, а произведений не хватает, можно обратиться за помощью к профессиональной поэтессе Татьяне Агаповой. Она поможет вам написать необходимое количество произведений по вашим темам и в вашем стиле. При этом авторские права будут принадлежать вам.

Дерзайте, пишите, творите – и всё обязательно получится!

Реквизиты:
  • ИП Агапова Татьяна Николаевна
  • ИНН: 616302961491
  • ОГРНИП: 318619600043757