Что такое импрессионизм? Это мягкие, едва заметные оттенки, переходы от одного цвета к другому, игра света и теней. Это чувства и ощущения, для импрессионистов не столь важны события, сколько передача ощущений. А как выражает себя импрессионизм в поэзии? Какие поэты писали в таком стиле?
Импрессионизм в поэзии
Импрессионизм – красивый и спокойный стиль. Чаще всего люди с ним знакомятся благодаря работам художников – в этом стиле творил, например, знаменитый Клод Моне. Его работы не несут в себе какой-то особой истории, они как бы существуют вне времени, растворяют в себе, разливаются вокруг человека. Но это – у художников. А как ведёт себя импрессионизм в поэзии?
Литература – широкое поле для экспериментов в сфере творчества. И, конечно, неудивительно, что в ней встречаются и переплетаются множество различных стилей. Импрессионизм – мягкий, спокойный, существующий вне времени, не мог не оказать влияния на литературный мир.
В чём особенность импрессионизма в искусстве? Импрессионисты не стремятся менять мир вокруг себя, ломать его, перестраивать. Они – наблюдатели, они любуются тем, что происходит вокруг, воспринимают и передают мир вокруг таким, какой он есть. Нотки импрессионизма есть в произведениях таких великих авторов как Эмиль Золя, Стефан Цвейг, Томас Манн… Вообще, немного импрессионизма есть практически у любого автора девятнадцатого века – ведь в произведениях этого периода часто встречаются моменты описания единения с природой, чувств, которые вызывает город или другой населённый пункт, подробные описания того, какие ощущения вызывают встречи героев с кем-то или с чем-то, и т.д. Импрессионизм не даёт оценок, это просто наблюдение и передача ощущений, в нём нет ни будущего, ни прошлого. Можно сказать, что это созерцание и философия текущего момента, настоящего.
Черты импрессионизма в поэзии русских поэтов выражены довольно ярко, и речь идёт, конечно, не только о веке девятнадцатом. По сути, использование такого стиля – это литературный эксперимент, а в какое время русские поэты старались менять мир поэзии? Правильно, в эпоху Серебряного века. Потому что это время хоть и было тяжёлым, непредсказуемым, изменчивым, по-своему страшным, но оно дало множество прекрасных произведений. Потому что авторы старались передавать всю ту гамму чувств и ощущений, которые рождались в сердцах. Импрессионизм как явление практически исчез из литературы после 1920-х годов. Время требовало чётких черт, разделения на «чёрное» и «белое», отказа от полутонов. Авторы должны были дать героев не созерцателей, а вершителей, тех, кто менял мир во имя прогресса и технической революции.
Философские идеи в поэзии импрессионистов
Итак, нотки импрессионизма встречаются в произведениях многих авторов девятнадцатого века. Но, конечно, в поэзии их куда больше, чем в прозе по понятных причинам. Начнём с того, что проза, состоящая только из созерцаний и чувств, нравится не всем, а вот стихотворения – это другое дело. Поэтому писатели-прозаики в свои произведения импрессионизм включали, как правило, частично. Чтобы показать мощь природы, перекликание с чувствами героя, характер города, описать ощущения от вкуса, зрительных или слуховых образов, вкусовых и тактильных ощущений. Как правило, такие вставки используются для того, чтобы читатель сам мог прочувствовать и влиться в атмосферу произведения.
Поэты-импрессионисты в этом отношении имеют куда больше свободы. Они могут просто передать чувства и, что называется, «закрыть тему». Написать законченное стихотворение-ощущение, стихотворение-картину.
Импрессионизм в поэзии, хоть и появлялся в девятнадцатом веке, но стал популярен в начала двадцатого. Почему же он вообще появился и как завоевал сердца читателей? Сам термин появился благодаря французскому слову «impression» – впечатление. Во второй половине девятнадцатого века в России происходили события, ставшие довольно сильным толчком к революции 1917 года. К этому моменту страна была уже достаточно измучена всякого рода встрясками – одной войны 1812 года хватило для того, чтобы народ задумался о своём не слишком комфортном положении. Если дворянство получало от государства какие-то выплаты и компенсации, то буржаузия и простой народ оказались в довольно бедственном положении, которое усугубили реформы середины века. Задумывались они, конечно, как нечто положительное, но воплощались в жизнь за счёт обесценивания человека как такового. Ни жизнь, ни здоровье, ни благосостояние людей больше не ценились. Технический и экономический прогресс строился в буквальном смысле слова на костях тех, кто оставался без средств к существованию. Все эти вещи нашли своё отражение в литературе. Крестьянская реформа, будучи непродуманной, привела к тому, что низшие слои населения стали наниматься за гроши на тяжелейшую работу (Некрасов, «Железная дорога»). Буржуазия, лишившись своих имений и не получив поддержки государства, разорялась (Чехов, «Вишневый сад»). Студенты из средних слоёв населения не могли оплатить слишком подорожавшую учёбу и выживали, как умели (Достоевский, «Преступление и наказание»). Именно в литературных произведениях авторы старались показать проблемы этого времени, то, что нельзя ставить технический и экономический прогресс выше человеческой жизни. Появившийся на фоне всего этого поэт Афанасий Фет подвергся жёсточайшей критике. Почему? Ведь в его произведениях не было политики и ярко выраженной проблематики, были только нежнейшие строки… Но именно они и стали причиной неприязни большинства светил литературного мира. Как можно писать про какие-то свои чувства и любоваться садом в лунном свете, когда вокруг творится такое? К счастью, Фет не слишком придавал значение критике и продолжил писать то, что ему нравилось для тех, кто устал от суеты мира.
Философские идеи в поэзии импрессионистов появились уже несколько позже. А поэзия Фета – это больше созерцание. В начале двадцатого века, когда, с одной стороны, люди стали уставать от огромного количества разных событий, а с другой, хотелось свободы во всём в литературу ворвались многочисленные новые течения, и импрессионизм занял среди них далеко не последнее место. Ярким примером такой поэзии стало творчество Константина Бальмонта и Иннокентия Анненского. Не зря Бальмонт и сейчас вдохновляет авангардные музыкальные группы, создающие необычные песни по его стихотворениям. Эти произведения уже отличаются от неспешного любования миром девятнадцатого века. Они часто овеяны мистикой, тематикой послесмертия и имеют философские черты. То есть, читатель вынужден поневоле задумываться над прочитанным, хотя никто и не заставляет его это делать. Произведения сами как бы «цепляют» человека созданными ощущениями. Такие стихотворения вызывают ощущения «мурашек по спине», странного, но приятного «послевкусия». Это было время перемен, и потому стихи поэтов Серебряного века так необычны и восхитительны по-своему.
Импрессионизм сегодня
Если в начала двадцатого века импрессионизм можно было назвать модным стилем, то сейчас авторы вольны выбирать то, что им нравится. Сегодня, к сожалению, импрессионизм в поэзии редок. Но не потому, что его не любят или он «не моден», а потому, что он сложен. И для написания таких произведений нужен особый склад ума и характера.
Если вам нужно написать стихотворение в любом стиле, а вы – не поэт, или вы не можете этого сделать, к примеру, по причине нехватки времени, обратитесь к профессиональному автору Татьяне Агаповой.
Любой стиль литературы по-своему прекрасен. Импрессионизм – умение ощущать – необычное, но красивое явление в поэзии, которое заслуживает особого внимания.